ив03

Дорогие друзья! Добро пожаловать на сайт Рязанского областного союза организаций профсоюзов. Читать далее

molsovet logo

Вопрос:

Директор колледжа (ГОУ) принял единолично положение "О персональных данных работников колледжа" (нигде и никто не обсуждал и не утверждал данное положение), в котором закрепил за собой право единолично решать вопросы оплаты труда (штатное расписание, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии). Никто из сотрудников, в том числе члены совета трудового коллектива, члены профкома, согласно данному положению не имеют права не только контролировать, но и просто видеть данные о зарплате (это персональные данные, не подлежащие разглашению) различных категорий сотрудников (их, кстати, больше 50% от общего числа сотрудников колледжа) и преподавателей. Только главбух и бухгалтер по зарплате, ну и частично, наверное, отдел кадров имеют доступ к данным по зарплате.

Вопрос: Правомерно ли принятие такого положения и утверждение его директором единолично? А где же тогда возрастание контролирующей роли профсоюзов?

Ответ:

В соответствии со ст.8 ТК РФ работодатель вправе в пределах своей компетенции принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также коллективным договором или соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Ст.87 ТК РФ предоставляет работодателю право устанавливать порядок хранения и использования персональных данных работников с учетом требований ТК РФ и иных федеральных законов. Прямого указания на необходимость учета мнения представительного органа работников ст.87 ТК РФ не содержит, однако при этом в п.10) ст.86 ТК РФ указано, что меры защиты персональных данных должны вырабатываться совместно работодателями, работниками и их представителями. Установление на уровне локального нормативного акта порядка обработки (в том числе хранения и использования) персональных данных предполагает необходимость выработки указанных мер защиты, а потому не должно осуществляться работодателем без участия представительного органа работников. В качестве представительного органа может выступать выборный орган первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, либо которой работники на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов. Порядок такого учета мнения установлен в ст.372 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что работодатель вправе принять такой локальный нормативный акт даже в случае несогласия представительного органа работников с его содержанием, однако получить мнение представительного органа и провести с ним консультации работодатель обязан.

В соответствии с ч.4 ст.8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, поэтому Ваш работодатель не вправе руководствоваться единолично принятым положением «О персональных данных работников колледжа».

Что касается содержания принятого положения, нужно отметить следующее:

1. Согласно ст.3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ (далее – ФЗ «О персональных данных») персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Унифицированная форма штатного расписания №Т-3, утвержденная постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1, предполагает указание информации (в частности, условий оплаты труда), относящейся не к определенным физическим лицам, а к существующим должностям в структурных подразделениях работодателя. Режим конфиденциальности не может распространяться на такую информацию, так как она не относится к персональным данным конкретного лица. Аналогичным образом следует рассматривать информацию, содержащуюся в иных локальных нормативных актах, в которых нет указания на конкретных работников (должностные инструкции и т.п.).

2. В соответствии со ст.135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Как уже было указано выше, согласно ч.4 ст.8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Следовательно, локальные нормативные акты о системе оплаты труда, принятые Вашим работодателем без учета мнения представительного органа работника, не действовали бы даже в том случае, если бы при принятии положения о персональных данных был соблюден порядок учета мнения представительного органа работников.

3. Согласно п.1 ч.2 ст.6 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных возможна без согласия субъекта персональных данных в том случае, если она осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. В соответствии с абз.8 ст.88 ТК РФ при передаче персональных данных работников работодатель должен передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Профсоюз согласно ст.29 ТК РФ является представителем работников. В соответствии со ст.53 ТК РФ он вправе получать от работодателя информацию:

  • по вопросам реорганизации или ликвидации организации;
  • по вопросам введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

К другим вопросам относятся, в частности, ведение коллективных переговоров и осуществление профсоюзного контроля.

Так, статьей 37 ТК РФ предусмотрено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. В данной статье установлена не только обязанность передавать информацию, но также и урегулированы требуемые законодательством (абз.1 ч.2 ст.6 ФЗ «О персональных данных») иные требования: цель (для ведения коллективных переговоров), условия получения персональных данных (направление соответствующего запроса другой стороной) и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (должны быть предоставлены все необходимые для ведения переговоров данные, т.е. в отношении любых субъектов), а также определены полномочия оператора (использование для ведения коллективных переговоров; обязанность неразглашения информации). Порядок передачи данных (абз.8 ст.88 ТК РФ) также урегулирован: стороны должны передавать информацию друг другу не позднее двух недель с момента получения запроса.

Статьей 17 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Под уставной деятельностью следует понимать любую деятельность, реализуемую профсоюзов в соответствии с уставом и в пределах прав и полномочий, установленных законодательством РФ. Так, в соответствии со ст.19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 370 ТК РФ профсоюз имеет право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Исходя из анализа этих норм можно сказать, что применительно к праву на получение профсоюзом информации для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде законодательством установлены:

  • цель получения информации, включая информацию о персональных данных (осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде);
  • условия получения персональных данных (представление информации в ответ на запрос профсоюза в течение одной недели после получения соответствующего запроса);
  • круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке (поскольку в указанных статьях не содержатся ограничения по кругу субъектов, в отличие, например, от ст.11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которая устанавливает полномочия профсоюзов на представительство и защиту интересов членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых прав, следует сделать вывод, что информация, которая должна быть предоставлена на основании этих статей, может касаться всех работников работодателя. При этом очевидно, что ст.19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает некоторые ограничения: информация может быть получена только от работодателя, у которого работают члены данного профсоюза; информация может касаться только работников данного работодателя (а не иных лиц, например, контрагентов по договорам гражданско-правового характера));
  • определены полномочия оператора (обрабатывать полученную информацию, анализировать ее с точки зрения соблюдения работодателем законодательства о труде, и в случае обнаружения нарушений – требовать устранения выявленных нарушений).

Закрепленное в ст. 53 ТК РФ и ст.17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» право на информацию обеспечивает возможность реализации профсоюзом его отдельно урегулированных прав. Поскольку контроль за соблюдением трудового законодательства должен осуществляться не только на уровне локальных нормативных актов, но и в отношении конкретных работников, профсоюз в соответствии с абз.8 ст.88 ТК РФ вправе требовать от работодателя предоставления информации, включающей персональные данные работников данного работодателя. Такое требование подлежит обязательному удовлетворению в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

 

Правительство Рязанской области               Рязанская областная Дума               Общественная Палата Рязанской области

Федерация Независимых Профсоюзов России               Газета Солидарность               Интерактивное телевидение ПрофсоюзТВ