a310346Власти разработали проект Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации.

Они планируют усовершенствовать правила выплаты маткапитала, повысить эффективность выплаты алиментов, ввести награды для дедушек и бабушек, у которых много внуков, и ряд других мер стимулирования демографии.

Стратегия — это концептуальный документ, который предполагает определение общего видения проблем и подходов к их решению, пояснили в Минтруде. Во исполнение стратегии будет разработан план мероприятий по этапам, который установит ответственных за каждое из мероприятий стратегии и сроки исполнения.

В ее разработке участвовали «практически все ведомства», а также ведущие демографические научные школы — Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, кафедры народонаселения, социологии семьи и демографии МГУ, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, подразделения НИУ ВШЭ, а также представители «родительского сообщества», уточнили в Минтруде.

Документ рассчитан до 2036 года. Его цели — «сохранение населения за счет повышения уровня рождаемости», «охрана, поддержка и защита семьи как фундаментальной основы российского общества», «укрепление института семьи и брака как союза мужчины и женщины на основе сохранения и продвижения традиционных семейных ценностей».

Меры, обозначенные в стратегии, будут воплощать в два этапа. На первом — с 2025 до 2030 года — усовершенствуют федеральные и региональные законы по семейной и демографической политике, начнет действовать национальный проект «Семья», хотя ориентацию на семейные ценности предполагают внедрять и в другие нацпроекты.

Второй этап — с 2031 по 2036 год — предполагает мероприятия по реализации дополнительных мер, необходимых для достижения целей и задач документа.

Одна из ключевых задач стратегии — улучшение системы поддержки семей с детьми и создание дополнительных стимулов для их рождения. К ключевым мерам в рамках этого направления отнесено совершенствование правил предоставления материнского капитала. Первоначально материнский капитал действовал только на вторых и последующих детей, однако с 2020 года его распространили на первенцев. В 2024 году размер выплаты составляет 630 380,78 руб. на первого ребенка, если же после родился второй ребенок, родители получают еще 202 643,96 руб.

Более перспективной с точки зрения улучшения ситуации с рождаемостью была бы поддержка посредством маткапитала родителей вторых и последующих детей, считают демографы.

Впрочем, маткапитал — не единственная мера поддержки семей, условия предоставления которых планируется совершенствовать. Так, в стратегию заложена возможность донастройки ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и социального контракта, а также улучшение механизмов предоставления различных региональных и муниципальных мер по принципу «социального казначейства».

Среди мер — предоставление ежегодной выплаты семьям с двумя и более детьми (ранее ввести такую возможность поручил президент), развитие региональных мер поддержки, направленных на повышение качества жизни многодетных, в том числе в форме подарочных наборов новорожденным детям и практик функционирования пунктов проката предметов первой необходимости при рождении ребенка.

Также разработаны дополнительные мероприятия для профилактики бедности семей с детьми. Динамика рождаемости традиционно повторяет динамику доходов населения. Так, рост уровня доходов населения в период с 2007 по 2013 год способствовал повышению уровня рождаемости. Снижение реальных доходов с 2016 года, напротив, негативно отразилось на динамике рождений. И хотя уровень бедности снизился с 15,2% в 2006 году до 8,5% в 2023 году, недостаточные доходы части семей и высокая закредитованность не позволяют принимать решения о рождении еще одного ребенка, говорится в документе.

К 2030 году уровень бедности среди многодетных семей должен быть снижен вдвое, до 12%, к 2036 году — до 8%, следует из указа о национальных целях развития России.

В стратегию заложено и совершенствование семейного законодательства по взысканию алиментов на детей до 18 лет во время их обучения. Дополнения в Семейный кодекс обяжут родителей выплачивать алименты детям до возраста 23 лет при их очном обучении.

По данным социологических опросов, недостаточность жилищных условий является одним из ключевых барьеров к рождению детей. В таких условиях важно обеспечить введение стимулов к рождению ребенка во всех программах улучшения жилищных условий, развивать механизмы обеспечения жильем семей с детьми — в том числе неипотечные, указано в проекте стратегии. В этой части документом предлагаются следующие направления работы:

развитие доступного арендного и социального жилья для молодых семей и семей с детьми;

поддержка строительства доступного жилья, в том числе отвечающего потребностям многодетной семьи;

совершенствование порядка предоставления льгот по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг в регионах;

совершенствование финансовых механизмов, повышающих доступность жилья (программы льготного ипотечного кредитования, предоставление целевых субсидий);

расширение условий для совместного проживания студентов, имеющих детей, в общежитиях образовательных организаций высшего образования.

Другим направлением поддержки семей с детьми должно стать создание условий для совмещения родителями семейных обязанностей с профессиональными (в том числе при получении образования), указано в проекте стратегии. Ряд шагов в этом направлении уже сделан: например, был введен новый порядок оплаты больничного листа по уходу за больным ребенком в возрасте до восьми лет (независимо от страхового стажа родителя в размере 100% среднего заработка), а также «существенно увеличен» максимальный размер пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет — до 565 тыс. руб. и 49 тыс. руб. соответственно в 2024 году, указано в документе. Дальнейшее развитие в этой сфере должно происходить с применением следующих мер:

создание условий для студенческих семей и студентов с детьми в период получения образования — предоставление индивидуального плана обучения, специальных выплат, развитие в образовательных организациях инфраструктуры комнат матери и ребенка, групп кратковременного пребывания детей;

распространение гибкого графика, дистанционной и иных индивидуальных форм занятости для беременных работниц, а также сотрудников с несовершеннолетними детьми;

гармонизация режимов работы дошкольных образовательных организаций с графиками работы родителей (создание дежурных групп или дежурных образовательных организаций);

развитие присмотра и ухода за детьми в семье через распространение практик создания семейных дошкольных групп, дневного ухода за детьми на дому.

Одним из резервов повышения рождаемости является состояние репродуктивного здоровья населения, указано в стратегии. Для его улучшения в документе предусмотрены следующие направления действий:

повышение доступности медицинской помощи женщинам по месту жительства, включая сельские территории, поселки городского типа, малые города;

внедрение новых подходов в работе женских консультаций, в том числе в части консультирования женщин в состоянии репродуктивного выбора, а также формирования «положительных репродуктивных установок»;

развитие программ наблюдения, реабилитации и психологической поддержки женщин после родов;

совершенствование регионами системы питания беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов;

развитие методов преодоления бесплодия, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий.

Кроме того, необходимо усилить меры по контролю за потреблением детьми алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических, психотропных веществ и развивать профилактические формы работы по «снижению уровня суицидальных проявлений среди детей и молодежи», говорится в стратегии.

Для продвижения в обществе семейного образа жизни необходимо предпринять следующие шаги:

преимущественное использование образа многодетной семьи при формировании регионального и федерального медиаконтента, в том числе в рекламных кампаниях коммерческого сектора;

расширение программ психологического сопровождения семей, направленных на сохранение долгосрочных семейных союзов, профилактику разводов;

популяризация института добровольного посредничества (медиации) при разрешении семейно-правовых споров с акцентом на сохранение и восстановление семейных взаимоотношений;

развитие «качественного позитивного контента» для семей с детьми в интернете;

введение общественных наград для «многодетных и многовнуковых» дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек.

Оценка результатов реализации стратегии будет происходить через контроль достижения ее ключевых показателей, указано в документе. А именно:

суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей на одну женщину) на уровне 1,6 к 2030 году и 1,8 к 2036 году. При этом третьих и последующих детей — не менее 0,475 и 0,485 соответственно. По итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости составил 1,41, снизившись по сравнению с годом ранее;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении на уровне 78 лет к 2030 году, к 2036 году — 81 год. Продолжительность здоровой жизни — 68 и 72 года соответственно. В 2023 году показатель ожидаемой продолжительности жизни достиг 73,41 года;

младенческая смертность к 2030 году — не более 3,9 промилле, к 2036 году — 3,7 промилле (количество умерших в возрасте до года на 1000 новорожденных. — РБК);

количество многодетных семей — не менее 2,4 млн к 2030 году, к 2036 году — не менее 2,7 млн;

доля беременных женщин, обратившихся в медицинские организации в ситуации репродуктивного выбора, получивших помощь и вставших на учет по беременности к 2030 году, — не менее 26%, к 2036 году — не менее 30%.

С точки зрения практической реализации ключевым инструментом стратегии станут новые национальные проекты — причем не только нацпроект «Семья», но и другие нацпроекты, которые сейчас дорабатываются с учетом «семейноцентричности».

При этом положения стратегии должны учитываться и при разработке стратегических документов на уровне субъектов, следует из документа. Дополнительным механизмом реализации стратегии в регионах может стать установление показателя «суммарный коэффициент рождаемости» в качестве KPI для губернаторов и региональных исполнительных органов власти, указано в стратегии.

Фото: gsmu.by

Полезные ссылки

Правительство
Облдума
Общественная палата
ФНПР
Солидарность
ПрофсоюзТВ