
Генеральный Совет Федерации независимых профсоюзов РФ отмечает, что введенная в новой редакции раздела 10 Трудового кодекса система оценки профессиональных рисков не получила должной проработки со стороны Минтруда России. Это позволяет работодателю произвольно устанавливать уровень риска, что создает угрозу жизни и здоровью работников.
В связи со сложившейся ситуацией Генсовет ФНПР принял ряд решений. В частности:

1 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", которым в ТК РФ внесены масштабные поправки, касающиеся охраны труда. Остановимся на наиболее значимых изменениях.
Права и обязанности работодателей и работников
Работники в силу ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса обязаны соблюдать требования по охране труда. В ст. 22 ТК

Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36 утверждены Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
Рекомендации разработаны для оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда у работодателя, в целях обеспечения правильности и полноты установления опасностей, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, а также источников этих опасностей у конкретного работодателя.

С 1 марта 2022 г. в целях предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний работодатель будет самостоятельно вести учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.
Минтруд подготовил рекомендации по учету, которые содержат порядок оповещения о получении микроповреждений (микротравм), правила составления учетной документации.
Также работодателям рекомендовано:

В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения по ряду вопросов. В том числе разъяснены особенности привлечения к административной ответственности за не обеспечение работников СИЗ, не проведение СОУТ и нарушение процедуры оценки условий труда, а так же допуск к работе работника не прошедшего медицинский осмотр и обучение по охране труда и ряда других нарушений.

Официально опубликованы и вступают в силу 1 марта 2022 года Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 775н от 29.10.2021 «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (далее - ГЭУТ) и № 765н от 28.10.2021 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда".
Новый порядок, введенный Приказом №775н, заменяет действующий, утвержденный приказом Минтруда № 549н от 12.08.2014.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

С 1 марта 2023 года работодатели, самостоятельно обучающие своих работников, обязаны будут пройти регистрацию на портале Минтруда и по итогам проверки знаний по охране труда предоставлять перечни обученных работников в реестр. С помощью создания такого реестра Минтруд планирует усилить контроль, как за фактом обучения работника, так и за сроками и качеством этого обучения. Таким образом, оформить обучение работника задним числом после произошедшего несчастного случая будет невозможно.
Тем не менее фактом подтверждения прохождения работником обучения и проверки знаний требований охраны труда остается исключительно протокол проверки знаний с подписью работника.

За два часа до заседания рабочей группы РТК Минтруд прислал профсоюзам свежую версию своего приказа “Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств”. Документ размером в две тысячи страниц. Даже беглое его прочтение показало, что из норм исчезли некоторые профессии, а также некоторые СИЗ, например противогазы и респираторы. Против - все: профсоюзы, работодатели, Минпромторг, производители… А Минтруд настаивает: надо принимать, а то у них планы горят.