Минтруд разработал правила по охране труда в учреждениях здравоохранения. В приложении к документу прописаны вредные и опасные производственные факторы, профессиональные риски по некоторым отраслям клинической медицины и при выполнении отдельных работ. (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 декабря 2020 г. N 928н «Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях»).
Вопросы охраны труда в учреждениях здравоохранения были урегулированы отдельными приказами Минздрава, выпущенными в 1997 и в 2002 годах, которые с тех пор не пересматривались. Они были отменены с 1 января 2021 года в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
Цель разработки единого свода правил – минимизация рисков получения производственных травм и профессиональных заболеваний работников, устранение правовых пробелов с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
В соответствии с перечнем поручений Президента России от 26 февраля 2019 года новый нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2021 года.
При разработке документа был изучен международный опыт. Проект правил соответствует рекомендациям Международной организации труда, отмечается в пояснительной записке к приказу.
Свод правил содержит требования к охране труда на территории производственного объекта и рабочих местах, в производственных процессах и при эксплуатации медицинского оборудования, проведении радионуклидной диагностики и лучевой терапии, при работе с магнитными резонансными томографами, аппаратами сверхвысокой и ультравысокой частот, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, ультразвуковыми аппаратами, медицинскими лазерными установками, озонаторами и дефибрилляторами.
Отдельные главы свода правил охраны труда касаются работы инфекционных больниц и отделений, операционных блоков, выездных бригад скорой медицинской помощи, стоматологических кабинетов, отделений психиатрии, противотуберкулезных организаций, патологоанатомических отделений и моргов, лабораторий медорганизаций.
В проекте документа прописаны также правила охраны труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при паровой стерилизации, работе в прачечных, обращении (транспортировке) с медицинскими отходами.
Приводятся требования к эксплуатации отдельного оборудования и отдельным процессам:
- при работе в рентгеновских кабинетах;
- при проведении радионуклидной диагностики и лучевой терапии;
- при работе с МРТ, УЗИ-аппаратами;
- при работе с аппаратами сверхвысокой (СВЧ) и ультравысокой (УВЧ) частот;
- с аппаратами инфракрасного и ультрафиолетового излучений, озонаторами,
- при работе с дефибрилляторами;
- при работе в инфекционных больницах (отделениях);
- при работе в операционных блоках;
- при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов;
- для персонала стоматологических кабинетов;
- в отделениях психиатрии и т. п.
Правила включают в себя требования охраны труда, предъявляемые в числе прочего:
- к организации проведения работ и организации рабочих мест;
- к территории медицинской организации (площадкам, помещениям);
- к осуществлению производственных процессов и эксплуатации медицинского оборудования; при работе с медицинским оборудованием; при работе в инфекционных больницах (отделениях), моргах, лабораториях, специализированных отделениях;
- при работе с биологическими жидкостями пациентов; для выездной бригады скорой медицинской помощи.
Кроме требований охраны труда при различных видах меддеятельности и при обращении с медотходами, в приложении к проекту правил находится список характерных вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков по некоторым отраслям клинической медицины и при выполнении отдельных работ.
В общих положениях документа говорится, что правила обязательны для исполнения работодателем, он же вправе устанавливать дополнительные требования безопасности. К общим вредным производственным факторам в медицинских организациях добавлен COVID-19 как биологический фактор.
Предусматривается, что все медработники должны обеспечиваться санитарной одеждой и СИЗ (за счет работодателя), после окончания рабочего дня они должны быть убраны в специально отведенные места. На рабочих местах запрещено курить, принимать пищу, хранить пищевые продукты и личную одежду, употреблять алкогольные напитки, наркотические и психотропные препараты. Принимать пищу разрешено лишь в специально отведенных местах. У медицинского персонала все повреждения кожи на руках должны быть закрыты лейкопластырем или напальчником. Отдельно прописаны требования к работе в отделениях психиатрии: например, медикам запрещено «подсмеиваться, шутить над больными», грубить им, а также опровергать их суждения.
Предусматривается, что требования правил будут обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими производственной деятельности в сфере здравоохранения.
На основе правил работодателем могут разрабатываться инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Фото из открытых источников