06072021 ТКРФиГИТВ Федерации считают недопустимым, когда работа государственной инспекции труда строится на положениях законодательства о защите работодателей, а не работников.

С первого июля текущего года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие приоритет защиты прав работодателей над правами работников. Это стало возможно после принятия закона от 28.06.2021 № 220-ФЗ.

В архиве Госдумы находится заключение от 7 апреля 2021 года Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, назначенного ответственным по данному законопроекту, в котором указано, что профсоюзная сторона РТК поддержала текст законопроекта в редакции, подготовленной к первому чтению.

Принятый в первом чтении 14 апреля  законопроект лишь уточнял статью 173.1 Трудового кодекса РФ в части наименований программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). В пояснительной записке к законопроекту указана  цель его разработки:  реализации положений проекта федерального закона  № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Заседание профильного комитета по рассмотрению внесенных ко второму чтению поправок состоялось 9 июня.  Комитет согласился с предложением  депутатов О.В. Савастьяновой и А.А. Авдеева внести в законопроект ряд поправок, которые существенно изменили концепцию законопроекта, и к слову, не имели никакого отношения к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). С этими поправками законопроект был принят во втором чтении Государственной Думой 15 июня.

В результате из Трудового кодекса РФ исключено положение о том, что порядок проведения проверок работодателей определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда.  Деятельность же федеральной инспекции труда стала полностью подчинена законодательству РФ о государственном контроле (надзоре), направленному на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 353 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона № 220-ФЗ).

16 июня – закон принимается Государственной Думой в третьем чтении, 23 июня – одобрен Советом Федерации и 28  июня – подписан Президентом РФ.  Вступил в силу данный закон с 1 июля.

ФНПР считает, что Государственная Дума приняла не тот законопроект, на который дала положительный отзыв профсоюзная сторона РТК.

Нарушение порядка принятия Федерального закона № 220-ФЗ, игнорирование  мнения Стороны РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, в конечном итоге привели к принятию федерального закона, основанного на приоритете защиты прав предпринимателей перед трудовыми правами работников,  а также  на приоритете внутреннего права над правилами международных договоров Российской Федерации, что противоречит части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Ранее ФНПР неоднократно обращалась в Минтруд России с позицией о недопустимости ограничения прав государственных инспекторов труда нормами законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федерация выступает против трансформации системы федеральной инспекции труда под лозунгом снижения регуляторной нагрузки на бизнес. Необходимо вывести федеральную инспекцию труда из-под действия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В противном случае федеральная инспекция труда не сможет обеспечить эффективную защиту трудовых прав работников.

Государственный инспектор должен обладать правом беспрепятственного прохода на любое рабочее место и в любое время суток без предварительного уведомления работодателя. Необходимо избавить инспектора от ограничений его прав осуществлять любые проверки и расследования, которые он посчитает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.

Над государственным инспектором труда не должна висеть угроза привлечения к административной ответственности, установленная статьей 19.6.1. КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), направленного на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственные инспекции труда в регионах должны оставаться в составе единой централизованной системы Федеральной инспекции труда. Недопустима передача их полномочий на уровень субъектов РФ.

Государственные инспекторы труда должны быть вправе проверять не только действия или бездействия работодателя, но и безопасность зданий, сооружений, технологического оборудования, сырья и материалов, применяемых на производстве.

Только этот комплекс мер  позволит сохранить независимость государственных инспекторов труда  от региональных властей и бизнеса. Для его реализации  Правительством РФ должны быть немедленно приняты необходимые меры для приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда №81 об инспекции труда (1947г.).

ФНПР обращает внимание на недопустимость нарушения процедур рассмотрения и принятия проектов федеральных законов в сфере труда.

Официальный сайт ФНПР

Фото из открытых источников