Prav vo RFГосдума 22 мая приняла закон, направленный на “обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции”. Это уже третий пакет решений, инициированный президентом и правительством со времени объявления в стране эпидемии коронавируса. Казалось бы, ничего нового, но на этот раз в документах содержится норма, позволяющая правительству самостоятельно, фактически в обход Трудового кодекса, регулировать трудовые отношения во время эпидемии. Профсоюзная сторона РТК выступала категорически против такой нормы, но, как было сказано, она все рано была принята. Вроде бы на время, и вроде бы с ограничителем.

"Поддерживаем, не обсуждая"

О новых мерах поддержки бизнеса и населения в период коронавирусной инфекции президент Путин объявил 11 мая. При этом соответствующий пакет документов был подготовлен правительством сильно заранее: судя по электронной базе ГД, его внесли на рассмотрение еще 7-го числа. А уже на следующий день после выступления президента, 12 мая, Госдума обсуждала проект в первом чтении. 22 мая закон был принят окончательно. Для депутатского корпуса молниеносное принятие президентских инициатив не является чем-то из ряда вон выходящим, но эти одиннадцать дней все же тянут на рекорд.

Сами меры поддержки выглядят довольно привычно: адресная раздача денег отдельным категориям граждан и некоторые налоговые и административные поблажки для бизнеса. Так, предусматривается единый размер пособия по уходу за ребенком для безработных. Оно будет выплачиваться на каждого ребенка и составит 6752 рубля (то есть станет примерно вдвое больше, чем сейчас).

Еще один пункт поддерживает арендаторов из наиболее пострадавших отраслей экономики: можно будет до 1 октября в одностороннем порядке отказаться от договора аренды и не возмещать убытки арендодателю. Однако речь идет только о  малом и среднем бизнесе. Кроме того, таким бизнесменам регионы теперь смогут оказать помощь в виде отсрочки выкупных платежей (для лизингополучателей с правом выкупа объекта сделки) на срок от полугода до года.

Также предусмотрена поддержка самозанятых граждан. Они получат выплату в размере МРОТ (12 130 рублей). Ее можно будет использовать для уплаты новых налогов или для погашения задолженности по ним.

Кроме того, доплаты работникам социальных учреждений за период с 15 апреля по 15 июня (в связи с возросшей нагрузкой) будут освобождены от НДФЛ. Напомним, врачам из соцучреждений установлена доплата в сумме 40 тыс. рублей за двухнедельную смену и 60 тыс. рублей при непосредственном лечении больных коронавирусом. Для социальных и педагогических работников, среднего медицинского и административного персонала доплата составит 25 тыс. рублей (при работе с зараженными - 35 тыс. рублей). Для младшего персонала это 15 и 20 тыс. рублей соответственно, для технического - 10 и 15 тыс. рублей. Кроме того, правительство наделяется правом устанавливать особенности оказания медицинской помощи, сдачи выпускных и вступительных экзаменов, а также - регулировать особенности трудовых отношений. Последнее предполагает “ручное управление” в обход Государственной думы и Трудового кодекса. Правда, “с учетом мнения” Российской трехсторонней комиссии, но подчиняться РТК беспрекословно правительство себя, конечно, не обязало.

- Учитывая, что мы договорились на Совете Госдумы, что законопроекты из приоритетной повестки мы поддерживаем, не обсуждая, требуется нам проходить процедуру вопросов, выступлений? - обратился 12 мая к коллегам спикер ГД Вячеслав Володин, не находя, кажется, ничего странного в формулировке “поддерживаем” вместо хотя бы “голосуем”.

Но договоренность была нарушена.

"Реальный учет мнения"

- У меня будет один, но фундаментальный вопрос к правительству - по поводу бочки дегтя в нескольких ложках меда, - в свойственной ему манере начал первый “нарушитель конвенции”, член комитета ГД по труду Олег Шеин (“СР”). - Каким образом у вас в проекте оказалась норма о том, что теперь именно правительство регулирует своими подзаконными актами трудовые отношения? То есть не Трудовой кодекс, не законы, а после совершенно формальной процедуры в РТК правительство определяет: восьми ли часовой рабочий день, как увольнять работников, обеспечивать охрану труда и так далее…

(Собственно, в ст. 18 п. “в” законопроекта говорится, что в полномочия правительства входит “установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.)

Как пояснил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев, данная поправка распространяется только на текущий год и “касается [только] разрешительных режимов, чтобы упростить работу в этом году по этим режимам”. Кроме того, чиновник сделал реверанс в сторону Российской трехсторонней комиссии, где “всегда достаточно серьезные дискуссии и сложное проведение решений”.

Корреспонденты “Солидарности” могут подтвердить: да, на заседаниях РТК довольно часто идет жаркая полемика. И да: в результате правительство часто просто игнорирует мнение социальных партнеров. Именно из-за такой практики председатель ФНПР Михаил Шмаков уже несколько раз публично задавался вопросом: а нужна ли нам тогда такая комиссия, и не лучше ли ее распустить? Но вернемся к обсуждению закона.

Во время дискуссии об этом пункте сторонники его принятия говорили о том, что регулировать трудовые отношения правительство будет “не всегда, а в экстремальных ситуациях, связанных с чрезвычайной ситуацией и повышенной опасностью”, и что “такая мера как временная возможна только в том случае, если правительство будет учитывать мнение остальных сторон социального партнерства”.

По словам депутата Андрея Исаева, “в том случае, если мы увидим, что это формальность, парламент, разумеется, вмешается в ситуацию, поскольку является высшим законодательным органом, который и определяет трудовые отношения через принятие соответствующих законов”.

Внутри РТК обсуждение данной нормы шло крайне бурно. Так, категорически против нее в рамках РТК выступила Федерация независимых профсоюзов России, сообщила зампред организации Нина Кузьмина. В распоряжении редакции имеется текст письма ФНПР в аппарат комиссии, где организация высказывает свое мнение по спорному вопросу. “Сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, на основании пояснительной записки к проекту федерального закона делает вывод о том, что, по мнению разработчиков проекта федерального закона, участие сторон социального партнерства препятствует правовому регулированию трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает подобное отношение разработчиков проекта федерального закона к сторонам и системе социального партнерства оскорблением и нарушением положений Конституции Российской Федерации”, - говорится в письме. (Уточним, что когда речь идет о “проекте федерального закона”, то имеется в виду конкретный документ из общего пакета, а не все противокризисные меры сразу.) После этого письма в законопроекте как раз и появились дополнительные слова об учете правительством мнения РТК…

В результате 22 мая при третьем чтении за пакет целиком проголосовали 337 депутатов, против - один, двое воздержались. А будет ли что-то реально зависеть от “распределения голосов” в РТК, мы сможем узнать уже совсем скоро.

Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность»

Фото: gov.cap.ru