Профессиональные союзы возникли во второй половине XVIII века в Великобритании как ассоциации высококвалифицированных рабочих, объединившихся для защиты своих профессиональных интересов и сохранения своего социального статуса. Первые профсоюзы носили локальный и нелегальный характер. Впервые они были легализованы в Великобритании в 1824 году.
В конце XIX века возникают отраслевые производственные профсоюзы, создаются национальные профсоюзные центры. Старейшим из них является Британский конгресс тред-юнионов, возникший в 1868 году. С развитием производства расширяется социальная база профсоюзов — создаются организации, объединяющие также полуквалифицированных и неквалйфицированных работников. В начале XX века создаются международные производственные секретариаты — международные федерации профсоюзов одной отрасли хозяйства, разных отраслей (профсоюз металлистов и др.).
Еще в 70-е годы XIX века начинается оформление различных идеологических течений в профсоюзном движении. Среди них тред-юнионизм, анархо-синдикализм, течение, связанное с революционной социал-демократией. Последнее характерно для России, в которой первые профсоюзы появляются в 1905 году. На первом этапе становление профсоюзов в России проходило нелегально, существовало уголовное наказание за членство «в заговорщицких организациях», к которым относили и профсоюзы. Возникновение и развитие профсоюзов в России было тесно связано с первой русской революцией 1905-1907 годов.
Жестокая эксплуатация наемных рабочих подготовила благодатную почву для призывов социал-демократов к образованию профсоюзов. В народных массах зрело стремление к объединению для правомерного отстаивания своих гражданских и экономических прав. В ряду заявленных требований экономического характера наиболее видное место занимали два: об увеличении заработной платы и о сокращении продолжительности рабочего дня.
Желая установить контроль за созданием и деятельностью профессиональных союзов, правительство подготовило и ввело в действие Указ «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года, который определял правила регистрации и деятельности обществ и союзов. С одной стороны Указ открывал возможность легальной деятельности профсоюзов, а с другой — ставил их под жесткий контроль губернских по делам об обществах и союзах присутствия, которые передавали информацию о создании союзов, их местонахождении и составе правлений полицмейстерам. Поэтому как быстро создавались профессиональные союзы в 1905-1906 годах, так же быстро они и закрывались в 1907-1916 годах.
После Октябрьской революции 1917 года в России, в мировом профсоюзном движении усилилось идеологическое размежевание. Оно шло по вопросам об отношении к классовой борьбе, к роли реформ и революций в преобразовании общества, о соотношении экономической и политической борьбы в практике профсоюзной деятельности, о взаимоотношениях с политическими партиями.
Наиболее полно это размежевание нашло свое отражение в деятельности международных профсоюзов накануне и после окончания второй мировой войны.
В начале 90-х годов текущего столетия мировое профсоюзное движение насчитывало, по разным оценкам, 500-600 млн. человек, что составляло 40-45 процентов армии наемного труда. Во многих индустриально развитых странах Европы и Америки в профсоюзы входит лишь 10-20 процентов всех наемных работников. Возникшее кризисное состояние профсоюзов связано с неадекватностью их деятельности, изменениями в характере труда и отраслевой структуре занятости, вызванными структурной перестройкой экономики и научно-технической революцией. В связи с этим во многих странах наблюдаются попытки расширить сферу деятельности профсоюзов — перейти от защиты интересов наемного работника непосредственно на рабочем месте (проблемы заработной платы, условий труда) к защите его интересов в более широком плане (участие в управлении производством, досуг, образование, экология). В связи с возрастанием значения глобальных проблем человечества профсоюзы многих стран, и прежде всего международные профцентры, актив но подключились к их решению вместе с другими массовыми демократическими движениями.
По своей природе профсоюзы были и остаются организацией интернациональной. Они стремятся объединить трудящихся, занятых на одном производстве, независимо от их расы, языка и культуры. В условиях растущей международной интеграции профсоюзы стремятся противопоставить международному объединению капитала международное объединение трудящихся, широко изучают и используют опыт своих зарубежных коллег, противодействуют попыткам создания в интересах транснациональных кампаний международного капитала зон дешевой рабочей силы, борются против сверхэксплуатации трудящихся со стороны мировых корпораций, жертвами которых в равной степени становятся трудящиеся развитых и развивающихся стран.
Интернационализм профсоюзов органично сочетается с их патриотизмом, готовностью защищать интересы отечественного товарного производства перед лицом ожесточенной международной конкуренции, а трудящихся собственной страны — от эксплуатации международными финансовыми кругами и навязывания чуждого им образа жизни.
Значительные изменения за последние годы как в организационных формах, так и в сути деятельности, претерпели профсоюзы и в нашей стране.
Вхождение России в мировое цивилизованное сообщество должно объективно протекать в рамках формирования правового государства со всеми его общественными институтами, включая и профессиональные союзы.
Исторический путь развития профсоюзов показывает, что реализация ими основной защитной функции в сфере социально-трудовых отношений может быть успешной только в случае единства действий профсоюзных организаций, достижение которого во многом зависит от организационно-структурного построения профсоюзов.
Единству действий профсоюзов способствует создание объединений первичных профсоюзных организаций в стройные общероссийские структуры, их территориальные и межсоюзные территориальные формирования, действующие в соответствии со своими уставами или положениями.
Правовой основой деятельности профсоюзов в России являются Конституция Российской Федерации и Законы РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (вступил в силу 20 января 1996 г.); «Об общественных объединениях» (принят 14 апреля 1995 г.); «О коллективных договорах и соглашениях (принят 24 ноября 1995года); «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (принят 20 октября 1995 г.) и др.
Членские организации, входящие в ФНПР, имеют право:
- делегировать своих представителей в выборные органы Федерации, отзывать и заменять их;
- участвовать через своих представителей в работе выборных органов Федерации;
- вносить проекты документов на рассмотрение съездов (конференций) Федерации, Генерального Совета Федерации, Исполкома Генерального Совета Федерации;
- обращаться в выборные органы Федерации с ходатайством о защите своих прав и интересов в органах представительной и судебной власти Российской Федерации;
- обращаться в органы Федерации по вопросам профсоюзной деятельности для получения консультаций, помощи и поддержки;
- пользоваться имуществом Федерации в установленном органом порядке;
- принимать участие в создании различных программ и фондов Федерации;
- использовать возможности Федерации для обучения профсоюзных кадров и актива, получения и распространения информации, необходимой для своей деятельности.
Членские организации обязаны:
- соблюдать Устав Федерации;
- производить отчисления членских профсоюзных взносов Федерации в соответствии с установленным порядком, сроками и размерами;
- выполнять решения выборных органов Федерации, принятые в соответствии с законодательством и ее Уставом;
- взаимно признавать профсоюзное членство;
- информировать Федерацию об изменениях в своих уставах; положениях, а также о принимаемых их коллегиальными органами принципиальных решениях и действиях;
- представлять финансовую отчетность, сведения о численности объединяемых ими членов профсоюзов и другие статистические сведения в объеме и порядке, установленном выборным органом Федерации;
- вносить на рассмотрение своих коллегиальных органов вопросы, предложенные выборными органами Федерации;
- содействовать заключению и выполнению Генерального соглашения с Правительством РФ и общероссийскими объединениями работодателей.
В ФНПР для осуществления руководства деятельностью профсоюзов между съездами создается Генеральный Совет Федерации, в который входят представители всех территориальных объединений и общероссийских отраслевых профсоюзов. Для организации и ведения текущей работы между заседаниями Генерального Совета и реализации его решений Генеральный Совет избирает Исполнительный комитет Генерального Совета Федерации.
Как было указано выше, функции профсоюзов, направления их работы очень многогранны, а более 90 процентов профсоюзных комитетов осуществляют свою деятельность на общественных началах. В связи с этим профсоюзы привлекают к работе широкий круг профсоюзных активистов, специалистов в той или иной сфере деятельности. Одной из испытанных временем и практикой форм профсоюзной работы на общественных началах является деятельность комиссий профсоюзных органов, которые создаются как в первичных профсоюзных организациях, так и в профсоюзных комитетах и советах всех уровней, в том числе и в высшем их органе — ФНПР.
В работе комиссий находят воплощение и развитие самодеятельный характер профессиональных союзов, демократические основы деятельности профсоюзных органов. Комиссии выступают и как инструмент, дающий реальную возможность членам профсоюза влиять на принятие решений профорганов и проверять их выполнение.
В соответствии с Уставами профсоюзов профсоюзные органы создают как постоянные, так и временные комиссии с учетом их практической необходимости. Число комиссий и их состав, определяются профсоюзным органом с учетом конкретных условий. Создание комиссий, целесообразность которых не продиктована самой жизнью, не принесет пользы, а лишь осложнит работу профсоюзного органа и других комиссий, снизит их ответственность за выполнение своих функций.
Непосредственная задача комиссий: глубокое изучение какого-то существующего явления в жизни профсоюзной организации, выработка рекомендаций, предложений по решению тех или иных проблем, внесение их на рассмотрение профсоюзного органа, а после принятия решения по какому-либо вопросу — установление контроля за его вы полнением.
Финансовая работа профсоюзов осуществляется за счет взносов члена профсоюза (как правило, это один процент от заработной платы), доходов от хозяйственной, коммерческой деятельности поступлений из средств предприятий.
Профсоюзные взносы распределяются следующим образом: не менее 65% их сбора остаются в первичной профсоюзной организации; 5-7 процентов отчисляются в районные или городские профсоюзные органы; остальные — в областные комитеты или советы профсоюзов, которые производят отчисления территориальным межсоюзным органам профсоюзов и своим центральным комитетам, а те, в свою очередь, — в ФНПР.
Территориальные органы профсоюзов (федерации, обла стные советы) и ФНПР получают примерно по 2 процента от взносов членов профсоюза.
Однако подобная практика не способствует нормальной деятельности высших органов профсоюзов, так как она лишает их возможности сформировать такие необходимые в современных условиях фонды, как забастовочный, солидарности, информационный и т.д.
Опыт работы международных профорганизаций подсказывает, что наиболее рациональная структура профсоюзного бюджета выглядела бы так: 50-30 процентов оставлять в первичной профсоюзной организации и 50-70 процентов отдавать «наверх». Это и позволило бы сформировать вышеуказанные фонды.
Средства бюджета территориальных органов профсоюзов направляются на ведение культурно-массовой, физкультурной и спортивной работы, удовлетворение материально бытовых нужд членов профсоюзов, на содержание платного аппарата профсоюзных органов, на проведение мероприятий и коллективных акций.
xxx
Нынче время такое настало,
Что я в завтра смотреть боюсь:
Словно бурей страну расшатало —
Будь защитою мне, профсоюз!
Будь защитой тому, кто трудился,
Кто в работе себя не щадил!
А чего он под старость добился?
Нет ни средств, ни надежды, ни сил!
Будь защитой тому, кто лишь начал
Трудовой благородный свой путь!
И хотя нелегка задача,
Помоги им с пути не свернуть!
Помоги сохранить чистым сердце
Средь разврата, жулья, воровства —
Больше не на что им опереться!
Будь бесстрашен в борьбе за сердца!
Пусть слова не покажутся ложью:
Мы надежды вверяем тебе!
Мы с тобою в час грозный и сложный —
И сильны мы единством в борьбе!
Н.Б.Чёнкина
учитель русского языка и литературы
Михайловской средней школы № 1.
До 1990 года в СССР функционировал единственный профцентр — Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов, который с распадом СССР реорганизовался во Всеобщую Конфедерацию Профсоюзов в рамках стран СНГ. На 1 января 1996 года в Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 150 различных профсоюзов.
Самым крупным всероссийским профобъединением является ФНПР. Она представлена своими структурами практически во всех субъектах Российского государства — республиках, краях и областях.
На декабрь 1996 года ФНПР объединяла 122 членских организации, в том числе 43 отраслевых профсоюза, 79 территориальных объединений; более 300 тысяч первичных профсоюзных организаций общей численностью около 45 млн. человек.
В целом членские организации ФНПР охватывают в настоящее время 88,5 процента от числа работающих на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности.
Крупнейшими профсоюзами Федерации являются профсоюзы работников агропромышленного комплекса РФ (9,6 млн. чел.); работников народного образования и науки (4,8 млн. чел.); работников здравоохранения (3,5 млн. чел.); рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (2,7 млн. чел.); работников государственных учреждений и общественного обслуживания (2 млн. чел.); работников строительства и промышленности строительных материалов (2 млн. чел.); Всероссийский «Электропрофсоюз» (1,3 млн. чел.); работников автомобильного и сельскохозяй ственного машиностроения (1,2 млн. чел.); работников химических отраслей промышленности (1,2 млн. чел.); работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (1,1 млн. чел.); работников текстильной и легкой промышленности (1,1 млн. чел.).
Кроме того, ФНПР имеет постоянные партнерские отношения с восемью профсоюзными объединениями России на договорной основе, среди них — независимый профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности и другие.
В соответствии с Уставом ФНПР, в качестве её основных структурных единиц — членских организаций выступают: общероссийские профессиональные союзы; территориальные (республиканские, краевые, областные) профобъединения.
При этом, каждая из членских организаций имеет свой собственный Устав и обладает полной самостоятельностью в решении внутренних вопросов своей организации. Главным условием добровольного вхождения в Федерацию является признание действующего Устава ФНПР.
В условиях экономического и социального кризиса, непрекращающегося спада производства, роста безработицы, нищеты и задолженности по выплате заработной платы трудящимся, профсоюзным организациям все чаще приходится прибегать к различным формам коллективных действий вплоть до забастовок. Нередко тяжелая социальная обстановка приводит к стихийным выступлениям трудящихся.
В этих условиях, стремясь скоординировать коллективные действия трудящихся, обеспечить их большую эффективность, правовую и организационную подготовку, Исполком Генсовета ФНПР создал в марте 1994 года Координационный комитет солидарных действий ФНПР. Его первооче редными задачами стали:
- обобщение оперативной информации членских организаций ФНПР о ходе и результативности коллективных выступлений трудящихся;
- подготовка предложений по организации и конкретная организация солидарных действий на основе выдвигаемых требований;
- обеспечение профсоюзных организаций нормативно методической документацией по разрешению конфликтов и организации массовых выступлений трудящихся.
Крупной коллективной акцией протеста профсоюзов, организованной ФНПР, стали мощные выступления трудящихся всей страны в ходе майских праздников в 1994 году. В эти дни под обращением Оргкомитета ФНПР в 37 регионах России было собрано около 2,5 млн. подписей с одобрением содержащихся в нем требований:
- принять действенные меры по прекращению разрушения отечественной промышленности и ее научно-технического потенциала, обеспечить занятость за счет роста производства, на основе изменения налоговой политики в пользу производителя;
- навести порядок в финансовой системе, решить проблему взаимных неплатежей, обеспечить своевременную выплату заработной платы;
- срочно погасить задолженность предприятиям за выполненный государственный заказ с учетом инфляции.
В ряде городов, в частности и в Рязани, в митингах протеста приняли участие представители различных партий и движений и были выдвинуты политические требования.
Оценивая конкретные результаты первой крупной акции протеста профсоюзов, можно говорить лишь о частичном её успехе, так как правительство не реализовало заявленных мер по обузданию кризисных явлений в экономике, снижению остроты социальных проблем.
Следующим масштабным коллективным выступлением профсоюзов в защиту насущных социально-экономических требований трудящихся стала организованная ФНПР в октябре 1994 года Общероссийская акция протеста. Её участники потребовали ликвидировать задолженность по заработной плате и поставить заслон массовой безработице. Эта акция охватила практически все республики, края и области России. В ней приняло участие свыше 8 млн. человек. Митинги, шествия, пикетирования зданий исполнительных органов власти наблюдались в 73 регионах страны.
В Рязани в рамках этой акции прошел 12-тысячный митинг. Наиболее активно выступали областные комитеты профсоюзов местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, АПК, работников народного образования и науки.
Акция показала властям и обществу растущую организованность и солидарность профсоюзов страны, заставила органы власти в центре и на местах пойти на ряд мер и решений по реализации требований трудящихся. В частности, удалось не допустить принятия целого ряда законодательных предложений Правительства РФ по вопросам трудового и налогового кодексов, изменения страховых тарифов и др. В послании Президента РФ к Федеральному Собранию в феврале 1995 года было отражено большинство требований профсоюзов.
Однако, как показали дальнейшие события, переломить негативные тенденции в развитии экономики и социально трудовой сфере органам власти не удалось, что привело к дальнейшему ухудшению жизненного уровня большей части населения страны.
В надежде на лучшее будущее профсоюзы поддержали курс на преобразование общества.
Однако просчеты всех уровней власти в ходе осуществления экономических реформ привели к неплатежеспособности большинства промышленных предприятий, свертыванию производства, появлению миллионов безработных.
Одним из самых отрицательных итогов проводимых в стране реформ стала значительная поляризация общества. Так, если в 1990 г. бедных в стране было всего 2,8% населения, то в 1997 г. — 20%.
Соотношение дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения области в 1995 году составило 6,1 раз, в 1997 году — уже 13,3 раза.
Почти 1/3 (29%) рязанцев в 1997 году имели доходы ниже прожиточного минимума. Число бедных постоянно пополнялось теми, кто потерял работу. Таких в области на конец 1997 года было 10,6 тыс. человек; 42 тыс. работников находились в вынужденных административных отпусках.
Важным фактором, определяющим жизненный уровень, всегда являлся уровень заработной платы.
В 1997 году по сравнению с 1996 годом размер номинальной среднемесячной за работной платы увеличился на 18%. Но это еще не означало, что растущая зарплата удовлетворяла жизненные потребности человека и его семьи.
В 1997 году цены на продовольственные товары увеличились на 9,4%, на непродовольственные — на 9,7%. Услуги связи за год стали дороже на 47,4%, жилищные — на 51,6%, газоснабжения — на 40,2%, бытовые — на 38,6%.
Одним из негативных проявлений кризисного положения в экономике являются систематические задержки выплат заработной платы на предприятиях, число которых из года в год, начиная с 1993 года, в области росло.
На начало 1998 года задолженность имела место на 1413 предприятиях и в организациях и составила 292,5 млн. рублей.
Профсоюзы в своих акциях протеста, проводимых в 1994-1998 годах, одним из основных требований выдвигали вопрос о погашении задолженности по заработной плате.
В январе 1996 года вопрос о задержке заработной платы (задолженность составляла 90 млрд, рублей) рассматривался на исполкоме областного совета профсоюзов. Принято постановление «О задержке выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций области». Исполком облсовпрофа постановил признать положение с задержкой выплат по заработной плате чрезвычайным, нарушающим права человека, нормы национального и международного права.
Постановлением предлагалось главе администрации области создать комиссию из представителей прокуратуры, налоговой инспекции, агентства по банкротству для проверки предприятий, организаций, систематически задерживающих выплату зарплаты. В состав комиссии от профсоюзов был включен заместитель председателя облсовпрофа Коротков Н.И.
Председателю ФНПР М.В.Шмакову предлагалось обратиться в Международную организацию труда по вопросу нарушения соответствующими органами власти и управления, работодателями Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы».
Обкомам профсоюзов, профкомам рекомендовано добиваться обязательного заключения коллективных договоров в любой организации, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, численности работников с включением в них обязательного раздела о формах, системе, размере оплаты труда и условиях ее индексации, системе премирования.
С учетом постановления исполкома облсовпрофа глава администрации области принял постановление «О мерах по своевременной выплате заработной платы».
В этих условиях, продолжая борьбу за насущные интересы трудящихся, по инициативе ряда членских организаций Федерация провела дни единых коллективных действий в апреле и ноябре 1995 года.
Акции протеста профсоюзов в 1996 и 1997 годах прошли под девизом «За труд, заработную плату, социальные гарантии». Основными их требованиями были:
— погасить задолженность по заработной плате и социальным выплатам;
— стабилизировать производство, обеспечить возможность работать и зарабатывать на жизнь;
— не допустить снижения уровня социальных пособий и выплат, осуществляемых за счет средств внебюджетных социальных фондов;
— обеспечить правопорядок, соблюдение законов всеми структурами власти.
В подготовке и проведении акций приняли активное участие 38 общероссийских профсоюза, входящих в ФНПР, а также 8 профсоюзов, работающих с Федерацией на основе договоров и соглашений. Кроме того, консолидировали свои действия с ФНПР 12 профсоюзов, не входящих в Федерацию.
Основными формами акций были: забастовки, пикетирования, шествия, митинги.
Забастовки прошли на 16204 предприятиях. С числом работников 5 млн. 109 тысяч. На Челябинском тракторном заводе — 26 тыс. Пермские моторы — 20 тыс. человек. В 720 городах организовывались шествия, митинги, пикетирования, в которых участвовало 20 млн. 874 тыс. человек.
Наиболее массовые шествия и митинги наблюдались в Москве — 140 тыс., Ленинграде — 100 тыс., Омске — 60 тыс. В Москве состоялось пикетирование здания Правитель ства — 500 человек. Все акции прошли без провокаций и происшествий.
Практически во всех странах мира состоялось пикетирование зданий Российских посольств.
Акция 27 марта 1997 года явилась одной из самых крупнейших акций в Европе за последние десятилетия.
В Рязанской области в акции приняло участие более 600 предприятий, учреждений, организаций. Их них провели забастовку (от 2 часовой до сменной) — 196 предприятий, более 400 — поддержало эту акцию. В забастовке приняло участие около 24 тысяч человек.
В 11 районах области прошли митинги, шествия с числом участников более 9 тысяч человек. В г. Рязани состоялись шествие и митинг, в котором приняло участие около 32 тысяч человек и присутствовали представители 18 районов области.
Была принята резолюция. Кроме экономических требований выдвинуты такие: изменить курс реформ, отставка Президента и Правительства.
Анализ показал, что коллективные акции протеста профсоюзов получили широкий резонанс как внутри страны, так и за рубежом.
Все это заставило власти в центре и на местах пойти на более тесный контакт с профсоюзами по решению целого ряда законодательных и практических вопросов.
Правительство РФ направило в регионы на погашение долгов 4 трлн. рублей.
Вместе с тем, на различных уровнях власти принимаются решения и выносятся предложения по реформированию социальной сферы, противоречащие целям социально-экономической политики, конституционным правам трудящихся, международным обязательствам Российской Федерации по соблюдению прав человека.
Продолжает сохраняться задержка по заработной плате, значительный долг по госзаказам. Архаичная налоговая система давит отечественное товарное производство и противоречит интересам квалифицированных работников, средних слоев населения. Реформирование социального обеспечения предлагается осуществить путем пагубной для работников замены страховых взносов во внебюджетные фонды бесперспективным социальным налогом.
Конституционный суд Российской Федерации формально уравнял очередность выплаты заработной платы с уплатой налогов в бюджеты. Но фактически это не так, поскольку за налогами стоят пени, штрафы и структуры, которые их собирают и контролируют, а заработная плата практически не защищена ничем. Отсутствует равный юридический статус этих выплат, не предусмотрены компенсации за задержку заработной платы.
В государственных структурах вновь предпринимаются попытки изменить трудовое законодательство, значительно уменьшить гарантии прав работников, существенно ограничить права профсоюзов и расколоть единство профсоюзного движения. Навязывается контрактная система, предусматривающая практически неограниченное применение срочных трудовых договоров и направленная на фактический отказ от принципов свободы труда и непрерывности трудовых отношений. Снижается юридическая ответственность за нарушение законодательства о труде. Не рассматривается предложенный профсоюзами комплексный законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации для усиления защиты трудовых прав работников».
Складывающаяся в стране социально-экономическая и правовая ситуация требует от профсоюзов более активных и решительных действий по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся.
В рамках коллективных действий профсоюзов, намеченных Исполкомом Генерального Совета ФНПР с ноября 1997 года по май 1998 года 3 февраля 1998 года проведена коллективная акция протеста профсоюзов «В защиту конституционных прав трудящихся», 9 апреля — «За полную выплату зарплаты».
х х х
С момента своего создания ФНПР осуществляла контакты с высшими органами законодательной власти России.
В 1993 году они оказались серьезно усложнены острой политической борьбой, в центре которой находился российский парламент. Несмотря на это, подходы профсоюзов к законотворческому процессу оставались неизменны — интересы человека труда должны быть защищены законом в любой политической обстановке. Эта позиция основана на достаточно длительной практике контактов со структурами исполнительной власти, в частности, в рамках Российской трехсторонней комиссии. Регулярно заключаемые Генеральные соглашения между профсоюзами, правительством и союзами предпринимателей (последнее на 1996-1997 годы) не позволяют полностью разрешить существующие проблемы в области социально-трудовых отношений. Не дают надежных гарантий и отраслевые и территориальные соглашения и договоры, отмечается почти повсеместный рост социальной напряженности, грозящий непредсказуемыми последствиями.
Парламентские выборы 1993 года и принятие новой Конституции Российской Федерации внесли очередные «поправки» в систему организации взаимодействия профсоюзов с законодательной властью.
Наиболее принципиальным изменением можно назвать отсутствие в ныне действующей Конституции права профсоюзов на законодательную инициативу.
Второй важный момент — существенные изменения роли палат российского парламента. По форме Федеральное Собрание Российской Федерации осталось таким же двухпалатным, как и Верховный Совет РСФСР, однако, по существу, палаты — это два органа законодательной власти. По-разному осуществляется их формирование, Конституцией РФ предусмотрены единичные случаи для проведения их совместных заседаний и, как показывает практика, они зачастую выступают оппонентами по отношению друг к другу.
Третье обстоятельство, оказывающее сильное влияние на формы сотрудничества — наличие в Государственной Думе РФ большого количества депутатских фракций и групп, придерживающихся различных политических ориентаций, и отсутствие таковых в Совете Федерации РФ. Ни то, ни другое нельзя однозначно считать положительно или отрицательно влияющим на контакты профсоюзов с Федеральным Собранием РФ, однако, в практической работе приходится часто сталкиваться с ситуацией, когда межфракционные отношения или особые позиции отдельных членов парламента становятся решающими.
С 1993 года, на новом этапе наших отношений с парламентом, ФНПР придерживалась принципа конструктивного сотрудничества со всеми политическими силами, представленными в Федеральном Собрании РФ. Профсоюзы рассматривают в качестве союзников всех, кто готов действовать в интересах трудящихся страны независимо от исповедуемой идеологии. Сразу после избрания Государственной Думы РФ первого созыва, ФНПР направила вновь избранным депутатам обращение с предложением о сотрудничестве в решении наиболее острых социально-политических проблем, проводились встречи руководства Федерации с председателями обеих палат Федерального собрания РФ на высшем уровне, на которых была достигнута договоренность о формах и методах сотрудничества. По окончании периода внутреннего организационного оформления Совета Федерации и Государственной Думы РФ — регистрации депутатских фракций и групп, создания комитетов, комиссий и утверждения их составов, представители ФНПР начали устанавливать связи с непосредственными разработчиками законов.
Отдавая отчет в том, что Федеральное Собрание РФ не предназначено для решения оперативных вопросов, встающих перед членскими организациями ФНПР, учитывая наличие определенных механизмов взаимодействия с органами исполнительной власти, Федерация сочла необходимым организовать работу с новым парламентом России на постоянной основе. Благодаря этому стало возможным оказание влияния на принятие решений по всей цецочке властных структур.
В феврале 1994 года, одновременно с началом регулярной работы Государственной Думы и Совета Федерации РФ, в структуре аппарата ФНПР начал работу Отдел по взаимодействию с парламентом, общественными формированиями и движениями, одной из основных задач которого является организационное и информационное обеспечение контактов руководства ФНПР, ее членских организаций и структурных подразделений аппарата с Федеральным Собранием РФ.
Опыт работы с парламентом, накопленный в 1994-1995 гг., использован при установлении деловых отношений с палатами Федерального Собрания РФ нового созыва. В Государственной Думе РФ второго созыва образовано семь депутатских фракций и групп. С руководством шести из них проведены переговоры. Со стороны ФНПР в них участвовали председатель Федерации М.В.Шмаков, заместители председателя, сотрудники отдела по взаимодействию с парламентом. С тремя фракциями — «Наш дом Россия», компартии РФ и «Яблоко» — подписаны протоколы о сотрудничестве в законотворческой деятельности в области социально-трудовых отношений.
За текущую работу с отдельными фракциями и депутатскими группами отвечают кураторы из числа заместителей председателя ФНПР и руководителей структурных подразделений аппарата. Впервые в практике совместной работы с Государственной Думой РФ более 40 руководителей отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений были приглашены на встречу с Председателем Государственной Думы РФ Г.Н.Селезневым.
В свою очередь ФНПР принимала у себя большую груп пу депутатов Государственной Думы и членов Совета Феде рации РФ. Такие встречи становятся традиционными. В ре зультате обмена мнениями более 30 депутатов приняли ре шение о создании Неформальной группы поддержки проф союзов в парламенте, что, безусловно, способствует более аффективной работе в области законотворчества.
Депутаты, сотрудничающие с Федерацией в рамках группы поддержки, активно способствуют принятию предложений ФНПР при рассмотрении законопроектов на всех стадиях разработки — в рабочих группах, комитетах обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, во время обсуждения на пленарных заседаниях. С их помощью профсоюзам удается участвовать в большинстве мероприятий, проводимых Государственной Думой и Советом Федерации РФ, но не связанных непосредственно с законотворчеством — в парламентских слушаниях, пресс-конференциях, «круглых столах». Члены группы поддержки организуют распространение важнейших документов ФНПР в Федеральном Собрании РФ, при их содействии имеется возможность довести свои подходы к наиболее важным социальным проблемам непосредственно до членов высшего законодательного органа. Так, дважды на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ выступал председатель ФНПР М.В.Шмаков, последнее выступление состоялось перед Общероссийской акцией профсоюзов 5 ноября 1996 года.
В работе с Федеральным Собранием РФ свою особую роль играют членские организации ФНПР. Общероссийские профсоюзы занимаются проблемами своих отраслей. Большое внимание законотворческой работе уделяют профсоюзы работников государственных учреждений и общественного обслуживания, работников здравоохранения, текстильной и легкой промышленности и ряда других.
Территориальные профобъединения оказывают серьезное воздействие на определение позиций депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации РФ в важных для профсоюзов вопросах. Вошло в практику направление в регионы результатов голосований по законопроектам в сфере социально-трудовых отношений. Членские организации высылали письма и телеграммы парламентариям с предложениями поддержать или, наоборот, отклонить некоторые законопроекты. Эта форма работы с законодателями оказалась действенной. Давление профсоюзов сыграло свою роль, например, в формировании правильной позиции Государственной Думы РФ в отношении изменений тарифов страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, ряда других законодательных актов.
Выработка приоритетов в законотворческой деятельности профсоюзов осуществляется Генеральным Советом ФНПР. Принятые решения учитывают планы работы Государственной Думы и Совета Федерации РФ, однако, по целому ряду проблем взгляды законодателей и профсоюзов не совпадают.
В самом общем виде противоречия выглядят следующим образом: парламентарии стремятся создать обновленную всеобъемлющую стройную систему российского законодательства, а профсоюзы заинтересованы в принятии, в первую очередь, законов, снимающих наиболее острые проблемы в области социально-трудовых отношений.
Позиция ФНПР в этом вопросе остается неизменной — правовая реформа идет в правильном направлении, если принимаемые законы защищают права человека, не ухудшают степень защищенности прав трудящихся и профсоюзов.
Постановление Генерального Совета ФНПР по вопросам законотворческой деятельности было принято в марте 1996 года. Для его реализации сформировано пять рабочих групп, в которые вошли руководители членских организаций ФНПР, эксперты в области социально-трудовых отношений, ответственные работники аппарата ФНПР. За каждой из рабочих групп закреплен ряд законопроектов (из числа принятых или планируемых к рассмотрению Федеральным Собранием РФ).
ФНПР накоплен значительный опыт участия в законотворческой деятельности. Предложения профсоюзов учтены при разработке и принятии многих новых российских законов в области труда, социальной политики, экономики. Сотрудничество с Федеральным Собранием России доказало, что профсоюзы способны оказать содействие практическому продвижению правовой реформы, преодолению правового нигилизма, устранению нарушений прав человека в сфере социально-трудовых отношений. Экспертами Федерации подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ замечания к проекту бюджета Российской Федерации на 1997 г., создана рабочая группа по подготовке нового закона о социальном страховании. Специалисты ФНПР принимают участие в разработке поправок к Кодексу законов о труде, вокруг которых ведется уже почти в течение года ожесточенная борьба.
Острейшим вопросом остается задержка выплаты зарплаты. К чему она приводит — ясно видно на примере событий в Приморском крае, который, в результате хронического невыполнения обещаний как со стороны властей, так и со стороны работодателей, разрешить эту проблему не смог и оказался накануне зимы на грани развала топливно-энергетического комплекса.
Главной причиной подобных ситуаций является не только плачевное положение нашей экономики в целом, но и отсутствие четких норм, определяющих обязанности и от ветственность работодателя, государственного или частного, что дает возможность разного рода махинаторам откровенно наживаться на человеческих страданиях.
ФНПР добивалась принятия закона об ответственности за задержку выплаты заработной платы. Государственная Дума РФ приняла Федеральный Закон «О выплате пени в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат». Однако закон не подписан. ФНПР продолжает добиваться принятия законодательного акта, ставящего барьер на пути нарушителей одного из основных прав работника — права на своевременную оплату выполненного труда. 25 сентября 1996 г. Исполком Генерального Совета ФНПР принял решение обратиться в Международную Организацию Труда с просьбой дать оценку фактам нарушения в России Конвенции МОТ № 95 «О защите заработной платы». С соблюдением этого же права связана работа ФНПР по внесению изменений в ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В области социально-трудовых отношений общепризнанные принципы и нормы зафиксированы в Конвенциях Международной Организации Труда. Россия неоправданно затянула решение вопроса о ратификации ряда конвенций, являющихся по классификации МОТ фундаментальными и приоритетными: Конвенция № 105 «Упразднение принудительного труда», № 13 «Представители трудящихся», № 144 «Трехсторонние консультации», № 154 «Коллективные переговоры» и ряд других. Проблема ратификации конвенции МОТ не замыкается исключительно на Федеральном Собрании РФ. По действующим правилам ни Государственная Дума, ни Совет Федерации РФ не могут инициировать ратификацию международных договоров. С подобной законодательной инициативой имеют право выступить только Президент и Правительство Российской федерации.
Развивая взаимодействие с парламентом, профсоюзы, особенно в нынешней крайне тяжелой экономической обстановке, не собираются отказываться от других форм защиты интересов людей труда — пикетов, забастовок, требований судебных решений в отношении работодателя. Но Федерация отчетливо представляет себе, что без законодательной базы, правовых гарантий защиты трудовых и социальных прав, даже самые решительные действия трудящихся не приведут к существенному улучшению их реального положения.
Поэтому и впредь представители профсоюзов совместно с членами Федерального Собрания Российской Федерации будут стремиться защитить интересы миллионов трудящихся.
Одной из важнейших форм работы профсоюзов, получившей в последние годы широкое распространение, является социальное партнерство.
Социальное партнерство — общепринятый в цивилизованном мире тип взаимоотношений между исполнительными органами власти, работниками (в лице профсоюзов) и работодателями, обеспечивающих регулирование социально-трудовых отношений на различных уровнях управления.
Нормативная база партнерства обеспечивается законами РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
На республиканском уровне в этих целях введена практика заключения Генерального соглашения, на отраслевом уровне — отраслевых тарифных соглашений и региональные — на уровне территорий.
Начиная с 1994 года, в области ежегодно заключается областное соглашение между администрацией области, областным советом профсоюзов и представителями работодателей. В соглашение включались взаимные обязательства сторон, касающиеся проблем в сфере экономических и производственных отношений, развития рынка труда и занятости, социальной защищенности населения.
В соответствии с Соглашением, желающие наделялись земельными участками, оказывалась адресная социальная помощь малообеспеченным группам населения. Выделялись средства из бюджета области на оздоровление школьников в загородных лагерях, на удешевление проезда в весенне-осенний период к местам расположения садоводческих товариществ. Решаются вопросы охраны труда и экологической безопасности.
Основой социального партнерства является коллективный договор. Коллективные договоры в стране стали заключаться после принятия в 1918 году декрета «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда».
С усилением централизованного регулирования заработной платы, утверждением планового начала в народном хозяйстве, с 1934 по 1947 год коллективные договоры в стране не заключались и практика заключения их была возобновлена в 1947 году.
В послевоенные и последующие годы все больше возрастает роль договора как хозяйственного документа, мобилизующего работников на выполнение планов восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны и на этой основе повышение жизненного уровня трудящихся.
Профсоюзы области много внимания уделяли повышению роли и ответственности хозяйственных руководителей и профсоюзных организаций за выполнение мероприятий, предусмотренных колдоговорами.
В постановлении IV Рязанской областной межсоюзной конференции, проходившей 10-11 апреля 1956 г. в одном из пунктов записано: «Конференция требует от областного совета профсоюзов, ФЗМК покончить с примиренческим отношением к невыполнению руководителями хозяйственных органов обязательств коллективных договоров. Установить повседневный контроль за безусловным выполнением взаимных обязательств, принятых коллективным договором».
На одном из пленумов областного совета профсоюзов в 1956 году обсуждались итоги выполнения мероприятий, предусмотренных колдоговорами по охране труда и технике безопасности. Для него члены совпрофа и работники аппарата проверили 30 предприятий области.
В условиях рыночных отношений, роль коллективного договора как действенного инструмента в реализации интересов работников все больше возрастает.
Профсоюзы области проводят большую разъяснительную и организаторскую работу по заключению коллективных договоров.
Коллективные договоры стали заключаться теперь и в организациях непроизводственной сферы.
В области ежегодно заключается более 1200 коллективных договоров, ими охвачено около 40% предприятий, организаций, учреждений.
В последнее время профсоюзные комитеты проявляют все больше инициативы по включению в коллективные до говоры обязательств, направленных на увеличение социальных льгот работников. Однако в условиях спада производства на многих предприятиях из-за недостатка денежных средств это удается немногим.
Проект областного Соглашения разрабатывается работниками облсовпрофа, утверждается комиссией от профсоюзов и исполкомом облсовпрофа и направляется координатору 3-х сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (первому заместителю главы администрации области).
Сторона работодателей в области представлена Рязанской Ассоциацией экономического сотрудничества предприятий.
Полномочия стороны работодателей первоначально были подтверждены решением собрания товаропроизводителей в 1993 году и в январе т.г. — решением собрания руководителей предприятий (работодателей) и председателей профкомов. Собрание поручило 4 представителям работодателей подписать областное Соглашение между администрацией области, облсовпрофом и представителями работодателей.
В начале 1997 года вновь избранный глава администрации области принял постановление о создании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Постановлением утвержден координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состав трехсторонней комиссии и рабочей группы администрации области.
Действие областного трехстороннего соглашения распространяется на предприятия, организации, учреждения 17 отраслевых обкомов и советов профсоюзов.
Соглашением предусмотрено право присоединения к нему в течение срока его действия, а также участвовать в реализации его положений после оформления процедуры присоединения к Соглашению в установленном порядке.
В соответствии с Генеральным соглашением предусмотрено обязательство работодателей не препятствовать организации безналичной системы уплаты профсоюзных взносов по личному заявлению трудящихся, перечислять эти средства на текущие счета профсоюзов с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на зарплату в соответствии с платежными поручениями организаций.
Областная Дума приняла представленный облсовпрофом Закон «О профсоюзах Рязанской области», в котором за областным объединением профсоюзов предусмотрено право законодательной инициативы, после чего облсовпроф начал разработку проекта Закона «О социальном партнерстве Рязанской области» и других.
Инициаторами по ведению переговоров по заключению коллективных договоров выступают профсоюзные комитеты.
Переговоры по заключению договоров ведутся за 2-3 месяца до окончания срока действия действующих договоров.
В поддержку своих требований профкомы воздействуют на работодателей путем убеждения руководителя, обращаются в обкомы за поддержкой, приглашают работников обкомов на собрания и конференции в первичные организации по вопросам заключения коллективных договоров.
Комиссия для ведения переговоров образуется в начале договорной кампании на равноправной основе из представителей работников — членов профсоюза и представителей работодателя.
Как правило, комиссии наделяются полномочиями на период ведения переговоров, в ряде отраслей на срок действия договора. Полномочия членов комиссии определяются совместным приказом-постановлением руководителя организации и председателя профкома. Колдоговоры, как показала проверка, заключаются на срок от 1 года до 3 лет.
Действие коллективных договоров распространяется на работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях 17 отраслевых обкомов и советов профсоюзов.
Основными причинами отсутствия коллективных договоров в организациях, по данным обкомов профсоюзов, являются малочисленность организаций, отсутствие средств, прохождение процедур банкротства.
Контроль за выполнением коллективных договоров осуществляется сторонами или постоянными комиссиями не реже 2 раз в год на собраниях или конференциях организаций, заслушиванием этого вопроса на президиумах, пленумах отраслевых обкомов профсоюзов.
Как показала проверка, во всех договорах указаны сроки выплат заработной платы, но этот пункт в большинстве своем не выполняется.
При разработке коллективных договоров учитываются положения отраслевых тарифных соглашений. В основном это — установление размера тарифной ставки 1 разряда рабочего, дополнительные отпуска, льготы высвобождаемым работникам.
Рядом обкомов (строительства, здравоохранения) разработаны методические рекомендации по ведению переговоров и содержанию колдоговоров.
В марте 1997 года на пленуме облсовпрофа обсуждался вопрос «О критической ситуации по заключению коллективных договоров в 1997 году». В 1997 и 1998 гг. глава администрации области и председатель облсовпрофа обращались с письмами к главам администраций районов, руководителям предприятий, председателям профкомов с предложением ускорить проведение переговоров по заключению коллективных договоров.
Альтернативы социальному партнерству нет.
«Курс на социальное партнерство, — говорится в отчет ном докладе III съезду ФНПР, — не делает профсоюзы «ручными». Работодатели и власти тем охотнее пойдут с нами на переговоры и будут выполнять соглашения, чем яснее они будут чувствовать силу...».
Трипартизм — это новый этап в развитии демократии в России. Однако эти процессы и в стране, и в области идут сложно и противоречиво, без должной правовой поддержки. Поэтому Генеральное и региональные соглашения зачастую имеют декларативный, необязательный характер и носят функцию социального амортизатора.
Тревожным время следует назвать и потому, что профсоюзы России, находясь под прессом политическим, административным, информационным и, главное, экономическим, проявляют недостаточную волю и настойчивость при реализации решений вышестоящих органов и собственных. Особенно это касается заключения коллективных договоров и соглашений.
Нужно согласиться с тезисом, прозвучавшим на III съезде ФНПР, что если на предприятии нет коллективного договора и профсоюзная организация при этом не находится в состоянии переговоров или трудового спора с администрацией, значит, на этом предприятии нет профсоюза.
Третий съезд ФНПР констатировал, что еще очень низка результативность институтов социального партнерства. Но создана необходимая правовая база для социального партнерства, деятельности трехсторонних комиссий, паритетного участия в управлении государственными внебюджетными фондами, недостаточно используются меры юридической ответственности работодателей и органов исполнительной власти за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
За прошедшие годы не была ратифицирована ни одна конвенция Международной Организации Труда. Особенно важное значение для России имеют предлагавшиеся ФНПР к ратификации 16 конвенций МОТ, в том числе 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы», № 172 «О защите требований трудящихся при неплатежеспособности предприятий».
Третий съезд ФНПР, прошедший в конце 1996 года, в качестве стратегической цели до 2000 года поставил задачу вести борьбу за социальную переориентацию реформ, эф
фективную, многоукладную экономику, сильное независимое государство, способное защитить интересы и права всех своих граждан, политическую и экономическую демократию.
xxx
Рязанский областной совет профсоюзов на 1 января 1998 года объединил 16 отраслевых комитетов и советов профсоюзов, отраслевой совет председателей профкомов, 132 городских, районных комитетов профсоюзов и аналогичных им отраслевых профорганов, 21 профком предприятий нефтяной и газовой, горнометаллургической, оборонной промышленностей, рыбного хозяйства, выходящих непосредственно на областной совет профсоюзов. Количество первичных организаций составляет 3311 с численностью 345992 члена профсоюза.
Начиная с 1989 года структура облсовпрофа неоднократно менялась. В ноябре 1989 года отдел производственной работы и заработной платы и жилищно-бытовой работы объединены в социально-экономический отдел.
Производственный отдел был создан в 1957 году. Отдел возглавляли Шашков Н.И., Кащеев А.Я., с 1976 по 1989 гг. Тараскин М.И. Долгие годы в отделе работали Ершова В.М., Иванов В.Н., Клепакова В.И., Смирнова Т.П.
Основными функциями отдела в 60-70 годы являлись организация социалистического соревнования и распространение передового опыта в научной организации труда, работа по повышению качества выпускаемой продукции, развитие массового технического творчества, проведение анализа экономического положения предприятий, работа по совершенствованию ценообразования, организация заработной платы, нормирование труда и премирование. Большое внимание уделялось заключению коллективных договоров.
Жилищно-бытовой отдел создан в 1959 году. С 1959 по 1973 год отделом руководила Зименкова М.И., с 1973 г. по 1986 г. — Галинов Е.С., с 1986 г. по 1991г. — Зуденков А.В.
Отдел занимался широким кругом вопросов социальной направленности. Это согласование включения в планы социально-экономического развития области объектов соцкультбыта и контроль за ходом их строительства.
К концу 80-х годов более 10 тысяч семей в году праздновали новоселье. Большое внимание уделялось строительству школ, детских садов, клубов, поликлиник, столовых. И когда, например, встал под угрозу срок ввода в эксплуатацию областной детской больницы, при областном совете профсоюзов был создан штаб, который взял под свой контроль обеспечение стройки материалами и транспортом. Работники областного совета профсоюзов и отраслевых обкомов взяли на себя уборку объекта от строительного мусора. Объект был введен в эксплуатацию в срок.
В ведении отдела находились все вопросы, связанные с жилищным законодательством, организация общественного питания на производстве, в том числе и в ночных сменах. Осуществлялся контроль за работой предприятий торговли, общепита, службы быта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, отдел опирался на хорошо отлаженную работу общественных комиссий. Без помощи внештатных сотрудников, общественников тот объем работы, которым был занят отдел, невозможно было бы охватить.
Отдел всегда выступал инициатором в решении проблем, находящихся в его поле деятельности. Высокий профессионализм, глубокие знания, умение строить отношения с людьми отмечали его работников.
Особое внимание уделялось работе с жилищным законодательством. В результате массовой проверки работы предприятий и организаций с жилищным законодательством, охватившей около 90 их процентов, в 1987 году значительно сократилось число нарушений при распределении жилья.
Нормативные документы местного уровня принимались и готовились по инициативе этого отдела совместными постановлениями административных органов и облсовпрофа.
Длительное время работали в этом отделе Корзун Т.М., Шиловский И.Е., Судник А.И.
Одной из самых многочисленных общественных комиссий была комиссия по контролю за организацией торговли, общественного питания и службы быта. Её роль возросла с выходом в свет Постановления правительства о рабочем контроле.
Организация рабочих мест в торговле, посадочных мест в рабочих столовых, школьного питания и питания в ночные смены, контроль за соблюдением Правил торговли и оказания коммунальных услуг — всем этим занимались требовательные, хорошо подготовленные, напористые «общественники». В результате их работы по решению президиума облсовпрофа были освобождены от работы некоторые должностные лица, которые не смогли организовать правильно работу подведомственных им служб или заведомо ориентировали своих подчиненных на незаконные действия.
Большую роль в результативности работы отдела имел тесный контакт с радио и телевидением, а так же придание гласности проводимой работы через средства печати.
Социально-экономический отдел возглавил Зуденков А.В.
В январе 1992 года социально-экономический отдел и отдел культурно-воспитательной работы объединены в отдел по социально-экономическим и гуманитарным вопросам, его возглавлял до 1994 года секретарь — зав. отделом Мочалин Ю.В.
Отдел культурно-воспитательной работы до объединения возглавляли с 1965 по 1975 гг. Романов Б.Ф., с 1975 по 1986 гг. Романов В.М., с 1986 по 1992 гг. Ануров Н.П. Долгие годы в отделе работали Смирнов Н.Д., Кожевникова Э.Н., Никитина Т.К., Куприянова В.П., Чинкова Н.А.
Отдел организационной работы в разные годы возглавляли Фокин И.С. (1956-1961 гг.), Феоктистов И.М. (1961-1972 гг.), Пимахин М.И. (1972-1984 гг.), Мочалин Ю.В. (1984-1988 гг. Попов А.А. — с 1988 года. В отделе работали Акимова З.С., Сергеева А.И., Дроскова Н.И., Гальперина В.Е.
Секретарями облсовпрофа на общественных началах избирались Поляков Н.П. — бригадир механосборочного цеха Рязанского станкозавода, Герой социалистического труда; Чемихин А.Ф. — модельщик завода «Центролит», лауреат Государственной премии СССР.
С августа 1990 года по август 1995 года при профсоюзах области издавалась газета «Голос», редакторами которой были с 1990 по 1992 год Левченко И.В., а с 1992 по 1995 год Потапов А.Н. В связи с финансовыми трудностями в 1995 году газета была закрыта.
С июня 1997 года в облсовпрофе появилась газета «Вестник профсоюзов» с вкладкой «Экологический набат» (редактор — член Союза журналистов России Е.А.Карева).
Газета «Вестник профсоюзов» освещает профсоюзную жизнь области, на страницах газеты выступают лидеры профсоюзов, а также рядовые члены профсоюзов, неравнодушные люди. Например, о проблемах учителей не раз со страниц газеты рассказывал и призывал профсоюз народного образования к активным действиям учитель Рязанской школы № 15 В.Н.Малин.
У «Вестника профсоюзов» сформировался круг внештатных корреспондентов — это член Союза журналистов России Е.М.Яковлев, директор учебно-методического центра облсовпрофа Т.К.Никитина, краевед Н.Кулиничин и другие.
Знают и любят не только в Рязани, но и в области газету «Экологический набат». У «ЭН» тоже сформировался круг постоянных авторов. Это педагог из с. Желанное Шацкого района Е.П.Прибылова, ст. научный сотрудник Окского заповедника Н.Белко, гл. специалист Госкомэкологии Рязанской области Т.Мукина, зав. отделом охраны природы газеты «Сапожковские вести» В.Губарев и многие другие.
Самой первой газета «ЭН» рассказала об эйхорнии — водоросли по природной очистке водоемов, у которой большое будущее.
Более 100 работ пришло на конкурс «Речка моего детства» практически из всех районов области, из экологических классов Рязани. Работы присылали журналисты, военнослужащие, пенсионеры студенты, школьники — в общем, совершенно разные люди. Итоги конкурса подведены в Дни защиты от экологической опасности.
«ЭН» держит на контроле и постоянно информирует читателей о подвижках в теме «Автомобиль — Экология — Здоровье». Газета рассказывает, что нового сделано по утилизации и переработке отработанных масел, старых покрышек и аккумуляторов — в плане того, чтобы не навредить природе и человеку.
С созданием профсоюзного движения в России была создана служба финансовой работы. Второй Всероссийский съезд профсоюзов (январь 1919 года) подчеркнул необходимость поставить на надёжную высоту союзные финансы и придать должную финансовую крепость центрам, что является необходимым условием планомерной деятельности профсоюзов.
В 1932 году введена единая система оплаты членских взносов, обеспечивающая строгий порядок их уплаты.
Средства профсоюзов составляются из вступительных и ежемесячных членских взносов, поступлений от культурно-просветительных, спортивных мероприятий и других поступлений. Длительное время финансовая служба профсоюзов управляла бюджетом государственного социального страхования.
Систематический рост профсоюзного бюджета создавал устойчивую базу для финансирования деятельности профсоюзов. Основная часть средств возвращалась членам профсоюза в виде различных форм обслуживания (проведение культурно-воспитательных, спортивных мероприятий, оказание материальной и юридической помощи, дотация кассам взаимопомощи). Для оказания практической помощи профкомам в организации учета поступления и расходования бюджетных средств в составе финансового отдела создавалась служба контрольно-ревизионной работы. Кроме того, действовала ревизионная комиссия, избранная конференцией.
Большой вклад в укрепление финансовой системы профсоюзов области внесли заведующие финансовым отделом Лукашова Е.И. (1958-1975 гг.), Брянцева С.А. (1975-1983 гг.), Сарычева Л.В. (1983-1988 гг.), Белякова Н.Г. (1988-1993 гг.), Клепакова В.И. (1993-1997 гг.). Долгие годы в отделе работали Байковская А.Н., Шустова В.В., Спиридонова И.И., Манухина Т.П. Конина А.Ф.
С 1974 по 1998 год зав. общим отделом, затем управляющей делами, помощником председателя работала Куракина К.И.
На январь 1998 года в Рязанском облсовпрофе сложилась следующая структура: отдел организационной и социально-экономической работы (зав. отделом Попов А.А., главный специалист Фролов Л.П., ведущие специалисты Смирнова Т.П. и Судник А.И.); юридическая консультация (заведующий Настосяк В.Д., юрисконсульт Баранцева М.В.); техническая инспекция по охране труда и экологии (Коротков Н.И. и Смольский А.В.), бухгалтерия (Гаско Т.Н. и Бурых И.С.), объединенный ведомственный архив (Пшанцева Н.И.).
Нельзя не упомянуть тех, кто ведет техническую работу, способствует деятельности руководителей и специалистов облсовпрофа. Это — Боброва Н.В., Осипова Н.Ф., Лаврентьева Н.А., Васильева А.А., Лапшина М.Г., Филиппова Л.И., Климанова Г.А., Кулешова Н.М., Прошлякова В.Я., Слугин В.Б., Стрелков И.И., Глебов Н.П., Матросов Ю.И., Артемьев Ю.Н., Першиков В.Г.